Русские люди Казахстана

Главная Форумы Новости Русское зарубежье Русские люди Казахстана

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1227835
    roman-1roman-1
    Модератор

    0_e6016_e5217ab8_XL.jpg
    Судьба русской общины Казахстана — и до, и после его независимости — пожалуй, самая необычная и самая неразрешимая во всех 14 странах Ближнего Зарубежья.

    Чтобы понять, почему — достаточно обратиться к истории. Присоединив Средний и Младший жузы, русские увидели их примерно такими:
    0_e6018_b59ba909_XL.jpg
    Здесь не было древних городов и высоких цивилизаций, как в «глубокой» Средней Азии или Закавказье, а то что было когда-то — к тому моменту представляло собой лишь кучи глины среди пустого пространства и в лучшем случае — редкие мавзолеи. У казахов не было даже деревень — это были настоящие кочевники, которые свои деревни возили с собой. Сейчас юрта в казахской степи — редчайшее зрелище, мне попадались всего несколько раз, но когда русские пришли сюда — Казахстан представлял собой страну пусть и со своим укладом, элитой, купечеством — но почти без населённых пунктов.
    0_e6017_2bf1c0fe_XXL.jpg
    Русские начали селиться здесь задолго до вхождения степных племён в состав России — напротив, они сюда от неё бежали. Первым поселенцами Казахстана стали казаки, в 16 веке расселившиеся по течению Яика (после Пугачёвского восстания — Урал-реки). Их «столица» — Яицкий городок (1584), а ныне район Курени города Уральска на стрелке Яика и Чагана, неплохо сохранился. Старейший русский памятник в Казахстане — Михаило-Архангельский войсковый собор (1741-51), в камне отстроенный почти сразу после вхождения Младего жуза в состав России.
    0_e6019_56c8e0c2_XL.jpg
    Яицкие (уральские) казаки живут тут и по сей день, и на мой взгляд, степного в них больше, чем славянского. А вот среди обычных жилых домов изба Емельки Пугачёва, вернее его жены Устиньи Кузнецовой.
    0_e601a_a958d31f_XL.jpg
    Благодаря тем же яицким казакам в 1640 году в устье Яика был заложен Гурьев (ныне Атырау) — крепость и рыболовная база, городом, впрочем, ставшая лишь в конце 19 века. Более серьёзная русская экспансия началась в 18 веке, со строительством крепостей, цепочка которых тянулась по краю Великой Степи от Алтая до Каспийского моря. Первая «линия» прошла в 1718-20 годах по Иртышу, включала нынешние Павлодар (Ямышевская крепость), Семипалатинск и Усть-Каменногорск. Всё, что осталось от этих крепостей — Ямышевские ворота (1772) в Семипалатинске на бывшем форштадте — службу в этих крепостях несли казаки Сибирского войска.
    0_e601c_6ff885db_XXL.jpg
    Семипалатинск, получивший статус города в 1782 году, стал вторым русским городом Казахстана. Третьим же, в 1807, таковым сделался Петропавловск, выросший из заложенной в 1752 году крепости Святого Петера. Самая старая его часть — Подгора, деревянный район у Ишима, над которым господствует Петропавловский собор (1803-10) в стиле «сибирского барокко»:
    0_e601b_8abf8ee6_XL.jpg
    В том Казахстане 19 века, известном как Киргиз-Койсацкая или просто Киргизская степь. не было по сути ничего — лишь казачьи крепости и станицы посреди пустынных кочевий. Казахи порой совершали набеги — без всякой политики, просто степняк испокон веков считал оседлого жителя своей законной добычей. Бывали, конечно, и крупные восстания — Махамбета и Исатая в Младшем жузе, Кенесары-хана — в Среднем, но в целом казахскую степь до поры до времени не беспокоили, рассматривая как плацдарм для покорения Туркестана, а может быть — Китая и Индии. Однако, во дворце наказного атамана в Уральске (1825) успели побывать Пушкин, Жуковский, Даль, Толстой и будущие императоры (а тогда цесаревичи) Александр II и Николай II.
    0_e601e_e0298350_XL.jpg
    А в Семипалатинске отбыл четырёхлетнюю ссылку после Омской каторги Достоевский, которого тут навещали различные путешественники — Григорий Потанин, Пётр Семёнов-Тян-Шаньский и Чокан Валиханов — казахский географ и исследователь, который будучи настоящим чингизидом проник под видом купца в запретную для европейцев страну Кашгарию. Памятник у дома, где Фёдор Михайлович жил в ссылке, изображает его как раз за разговором с Чоканом.
    0_e601d_d382d608_XL.jpg
    Наконец, в 1860-е годы был покорён Туркестан и присоединён Старший жуз, к Сибирскому войску добавилось отдельное Семиреченское, расселившееся в предгорьях Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, и был основан Верный — впоследствии Алма-Ата.

    10. У «новых» семиреченских казаков в Алматинской станице.
    0_e6026_d9fe4501_XL.jpg
    Но главное — казахская степь теперь оказалсь в тылу, и её начали массово осваивать переселенцы. Из 26 городов, бывших на территории Казахстана до революции, лишь 6 появились раньше середины 19 века (русские Уральск, Семипалатинск и Петропавловск, древние Туркестан, Чимкент и Аулие-Ата/Тараз), а все остальные были если не основаны «с нуля», так наделены городским статусом (из крепостей и станиц) в 1860-80-е годы. Помимо городов, на степном чернозёме в огромных количествах стали возникать и деревни, причём немалую роль тут сыграли украинцы — степь от Урала до Алтая также известна как Серый Клин, и в отдельных её районах малороссы составляли более половины населения. Сюда же потянулись и немцы — фермеры и фабриканты. Сто лет назад эти места в шутку называли «мужицкий рай», и это было похоже на освоение Дикого Запада в США. Вот например переселенческая контора в Кустанае — «столице» Серого Клина:
    0_e601f_6d46bfab_XL.jpg

    О русской колонизации Средней Азии и жизни там в старые времена, есть интереснейший журнал rus_turk — кто заинитересовался этой темой, прошу к нему, я же тут ограничусь лишь несколькими фотографиями русского наследия.

    Улочка Каркаралинска — крошечного городка в карагандиской степи, прекрасно сохранившего уездный центр.
    0_e6021_197ce76c_XL.jpg
    Деревянный терем главного лесничьего в его же окрестностях:
    0_e6020_21886926_XL.jpg
    Сейсмоустойчивая церковь в характерном «семиреченском стиле» в Жаркенте на китайской границе.
    0_e6023_c724b5a1_XL.jpg
    Старый элеватор в Актюбинске, за ним Оренбургско-Ташкентская магистраль с красивейшими вокзалами (за отсутствием отдельного поста о ней см. пока историю железных дорог Казахстана — одного из главных памятников русского господства).
    0_e6022_44776c57_XL.jpg
    Татарская мечеть в Павлодаре — татары, купцы, были для русских в Средней Азии союзником, а их слободы прекрасно сохранились во многих городах (Семипалатинск, Уральск).
    0_e6024_1d540d25_XL.jpg
    Более того, татары по сути и принесли сюда настоящий ислам: если в Старшем жузе казахи были более-менее верующими из-за близости древних мусульманских святынь, в Среднем и Младшем жузах они причислялись к мусульманам лишь формально, а были по сути язычниками, мечетей не строили (в лучшем случае выкладывали их контуры на земле и молились в них, пока не приходило время откочёвывать дальше), мусульманские обычаи не чтили, и первые мечети в этих краях, построенные по указу Екатерины II, приходилось ещё и оборонять от казахских набегов. Вот одна из первых собственно казахских мечетей — в Семипалатинске, вернее на противоположном старому городу берегу Иртыша, где вырос торговый аул (купечество у казахов вполне себе было):
    0_e6025_b35d32dd_XXL.jpg
    В общем, сто лет назад будущий Казахстан выглядел примерно так — города и сёла с пришлым (земледельческим, торговым, рабочим) населением посреди дикой степи, мало изменившейся со времён Средневековья. Со средневековой жестокостью по степи прошлась и Гражданская война, начавшаяся по сути в 1916 году с Великого Туркестанского восстания, а закончившаяся лишь к концу 1920-х, когда большевики добили последних моджахедов («басмачей»). Непосредственно в Гражданскую же главным противником советской власти были, конечно же, казаки, и например Семиреченской войско было уничтожено на 60%, а выжившие в основном ушли в Китай. Казахстан поначалу был создан как автономия в составе РСФСР, и назначенный в 1925 году руководитель Филипп Голощёкин сразу же обнаружил, что советский власти тут по сути и нет, провозгласил «Малый Октябрь», устроил радикальную коллективизацию, согнав кочевничьи стада в колхозы… в общем, в первую зиму умер скот, а в следующую зиму — люди: Ашаршылык, здешний аналог Голодомора, примерно уполовинил казахскую нацию, став крупнейшей катастрофой в её истории. Конечно, голод задел и русских, и украинцев (на Украине отдельные товарищи вообще доказывают, что и в Казахстане это делалось против украинцев конкретно), и татар с немцами, но в силу специфики Малого Октября, земеледльцы от него пострадали куда меньше, чем скотоводы — и при этом казахам хватает ума не называть Ашаршылык целенаправленным геноцидом, они вообще не любят его вспоминать.

    Но в целом, за мрачными 1920-ми пришла индустриализация 1930-х, культурная и техническая эвакуация времён войны и многое другое — в 1930-60-е, наверное, ни одна ССР не развивалась с такой скоростью, как Казахская.
    0_e6027_ae9dab3b_XL.jpg
    Степь оказалась потрясающе богата полезными ископаемыми, Казахстан называли «Вторая Сибирь», и на бывших кочевьях возникли сотни рудников разного размера и рентабельности, а железнодорожная сеть только за 1950-е годы удвоила протяжённость:
    бокситовые рудники Аркалыка.
    0_e6028_9a6a3460_XXL.jpg
    И хотя в авангарде индустриализации стоял «казахский Ломоносов» геолог Каныш Сатпаев, нашедший крупнейшие месторождения, всё же именно так появились упоминавшиеся в прошлом посте шалакахази — основу инженеров, учёных, проектировщиков и прочих составляли всё же русские, русским был и язык межнационального общения — так и возникла русскоязычная казахская интеллигенция.

    ГРЭС-2 в Экибастузе с самой высокой в мире трубой (420м).
    0_e6029_6c0b6f23_XL.jpg
    Да и хрущовская Целина, кто бы что ни говорил, оказалась отнюдь не бесполезным проектом — при всех допущенных тогда ошибках, поднятые энтузиастами-целинниками поля возделываются и поныне, превратив никогда кочевую страну в одного из крупнейших производителей зерна.
    0_e602b_a8c7e046_XL.jpg
    Конечно, советская власть тут сделала и много зла — и первыми освоителями диких степей были отнюдь не энтузиасты, а зеки:
    0_e602d_598a5244_XL.jpg

    Пересохшее Аральское море, изрытая ядерными взрывами семипалатинская степь, жертвы радиации, аральских пестицидов, байконурского гептила, тяжёлых металлов и нефтяных канцерогенов с месторождений…
    0_e602e_1963c816_XL.jpg
    И всё же сами казахи не отрицают того, что русские в 19-20 веках вытащили их из Средневековья, и даже на уровне официальной историографии за это нам благодарны.
    0_e602a_9258ceac_XL.jpg
    Что представлял собой Казахстан в середине ХХ века? Пожалуй, что-то вроде Республики Коми или Якутии — малолюдная страна рудников, вчерашних лагерей, русскоязычных городов и «национальной» глубинки. Переселенческий бум начала ХХ века, депортации народов времён войны, новый переселенческий бум на целине и промышленных «стройках века» привели к тому, что на 1959 год казахи составляли здесь всего 30% населения, русские — 42%, а фактически 52% (с украинцами и белорусами, которые с русскими вдали от исторической родины сливаются очень быстро), ещё 7% — немцы, 2% — татары, 1,5% — чеченцы. В общем, в здешних городах сложилась своя среда, более европейская, чем азиатская, и по воспоминаниям старожилов, казахами («бабаями») тут пугали детей. Бабай, впрочем, слово ещё более-менее доброе, а было и совсем презрительное прозвище — кальбиты («бьющие вшей»), за которое казах и посейчас может убить.
    «Русские» же в Казахстане — это все представители той городской среды, включая ни то что украинцев, а даже немцев и татар.

    Михаило-Архангельская церковь, построенная в 1950-е годы на окраине Караганды.

    0_e602f_9fd19f56_XL.jpg
    Наверное, если бы Казахстан не был отдельной ССР, он бы так и остался в составе России, став чем-нибудь вроде Башкирии и Татарстана (а может, кстати — наоборот, спровоцировал бы и их отделение). Лишь при Динмухаммеде Кунаеве, к которому тут отношение как к предыдущему «отцу нации», кончились переселенческие волны, и имея большую рождаемость, казахи постепенно вновь стали большинством, но лишь в 1980-е их стало в КазССР больше, чем русских, и даже в 1991 году их было меньше половины. В областных центрах русские преобладали численно даже в Южном Казахстане, а в городах Северного Казахстана на прохожего казаха оглядывались. В Караганде казахов даже в 1989 году было меньше, чем украинцев и немцев (примерно по 10%).
    0_e602c_d59da561_XL.jpg
    И потому для местных русских распад СССР был шоком. По воспоминаниям, было страшно — враз оказаться в чужой стране, где теперь свои законы, где ты был хозяин — а теперь незванный гость. В первые же годы после распада Союза из Казахстана уехало около 2 миллионов человек, ещё 2-3 миллиона — постепенно в последующие годы. Как происходил исход русских из Казахстана — мнения рознятся, и очень крепки слухи о том, что казахи то ли готовили, то ли даже устроили русским массовую резню с головами на заборах… но 99,9%, что это только слухи, никаких документальных подтверждений им найти я до сих пор не смог. Другие слухи — что резни не было, но непременно была бы: «Даём 24 часа. Чемодан-вокзал-Россия!». Скорее, русские уезжали от надвигавшейся нищеты, неопределённости и просто опасений — ведь перед глазами были залитые кровью Таджикистан и Закавказье. Наконец, сами казахи сейчас в большинстве своём искренне не понимают, чего это русские на них обиделись и ушли. Судя по всему, на почве нищеты и беспорядка националистический угар в начале 1990-х таки был — но всё же без расправ и погромов. Многие казахи сейчас об исходе русских открыто сожалеют — оказалось спустя годы, что русский человек им ближе и понятнее, чем казах из аула или другого жуза, и уж тем более — чем узбек, киргиз или дунганин.
    0_e6030_b4addc66_XXL.jpg
    Что было точно — это маргинализация: в первые годы русских погнали с престижных должностей, заменив их часто куда как менее компетентными руководителями «правильной» национальности. А как следствие (хотя та причина была, конечно, не единственной) — чудовищный экономический коллапс, в России что-то подобное пережил разве что Крайний Север. Позакрывались рудники, в городах пропали отопление, водоснабжение и транспорт, а ведь тут и вода в дефиците, и зимы лютые, -30 с ветром — в порядке вещей. По словам местных, даже в крупных городах типа Чимкента целые районы годами стояли без отопления. Наследство той поры — многочисленные города-призраки, по которым можно подумать, что отделение Казахстана сопровождалось войной.
    0_e6031_1db1e3ea_XXL.jpg
    Другое мрачное наследие тех времён ещё осталось кое-где в глубинке — печные трубы, прошивающие многоэтажные дома, как какой-то паразит. Печки-буржуйки в городских квартирах — реалии 1990-х и в Казахстане, и на нашем Крайнем Севере. К счастью, в последнее время это уходит в прошлое.
    0_e6032_887ec3ac_XL.jpg
    В нынешнем Казахстане казахов 65%, русских, даже вместе с украинцами, татарами и немцами — порядка 25%. Самые «русские» (с учётом близких национальностей) города Казахстана — Петропавловск и Усть-Каменногорск (примерно по 70%), Кустанай, Караганда и Павлодар (60%), Алма-Ата (33%), а даже в Уральске, Семипалатинске или Актюбинске казахов уже более 60%. В глубинке русские были вытеснены почти везде, кроме Рудного Алтая и посёлков вокруг Караганды. Но в целом прямого угнетения нет: уехавшие русские главными претензиями к Назарбаеву имеют «заставили учить казахский язык в школе» и «уничтожили нашу топонимику» (скажем, переименование Гурьев в Атырау и требуют называть Алма-Ату «Алматы», а Семипалатинск — «Семей»), оставшиеся — напротив, понимают, что Назарбаев не даёт развернуться националистам и радикальным исламистами, а что те устроят после «часа Х» — боятся загадывать.

    Новые собор и мечеть в Актюбинске, сопоставимые по размерам.
    0_e6033_55b8623_XL.jpg
    На практике для русских сильно ограничены возможности во власти, бизнесе и силовых структурах — например, увидеть тут полицейского неказахской внешности почти нереально, даже на Севере — один из сотни. Скорее всего, ситуация отличается в разных городах, по крайней мере в Уральске и Атырау в 2009 у меня осталось ощущение целенаправленной маргинализации русских, а в Алма-Ате в 2012-13 — нисколечко. Мне описывали ситуацию примерно так:
    -Тут можно, конечно, услышать и «Чемодан-вокзал-Россия!», и «Да вы без нас бы в юртах вшей давили!», но ни то, ни другое у большинства людей понимания не находит.
    В общем, по крайней мере сейчас между русскими и казахами есть некое равновесие. В Казахстане не редкость конфилкты казахов с другими народами — чеченцами, турками, уйгурами, но вот русско-казахских столкновений вроде не было. Даже реальное двуязычие тут выдержано — по крайней мере у меня даже на Юге ни разу не возникало языковых барьеров.

    31. Караганда. Три вывески на русском («Эко-мебель», «Кофейня», «Спасём детей!»), одна на казахском (в переводе «Дом мебели»), одна двуязычная.
    0_e6037_56a8a425_XL.jpg
    Вообще, если русским языком владеет порядка 90% казахов («на глаз» всё же скорее 70-80), то казахским — лишь 6% русских. В большинстве городов и райцентров есть отдельно казахская и русская (по языку обучения) школы, последних в республике по официальным данным 30% (хотя ещё 10 лет назад было 45%). В общем, без знания русского простому смертному в Казахстане придётся труднее, чем без знания казахского (хотя если делать карьеру — то наоборот), а если русский вдруг заговорит по-казахски — казахов это повергает в восторг.

    Караганда. Дублированная вывеска.
    0_e6038_d145102d_XL.jpg
    В принципе, наверное действительно план-максимум властей Казахстана — сделать его национальным государством, но Назарбаев всё-таки мудрый хан и понимает, что любое действие рождает противодействие, и коренизацию казахи проводят очень аккуратно, без характерных для сами-знаете-каких-стран истерик, оскорблений и махания флагами. Казахам, впрочем, проще из-за положительной рождаемости: время здесь работает против русских.

    Чимкент, официальная вывеска по-русски без перевода на казахский.
    0_e6034_e021e6ed_XL.jpg
    В принципе чаще всего непереведённые вывески встречаются в Чимкенте и Кызылорде, где русских почти нет. А вот в Туркестане русский язык снова в ходу — город примерно поровну населяют казахи и узбеки, то есть он тут служит языком межнационального общения. Русских здесь около 1%, и хорошо видно, что для тех, кто делал эти вывески, русский язык не родной.
    0_e6036_16d7d97d_XL.jpg
    В конце концов в Казахстане полно других народов — чеченцы, узбеки и киргизы (причём как живущие здесь издавна, так и гастрбайтеры, а о том, как «любят» друг друга азиатские народы, можно писать отдельный пост), уйгуры и татары («они тут вместо евреев» на Юге и Севере соответственно), дунгане, корейцы — все они по-своему заметны. Сказываются и хорошие отношения Казахстана с Россией — ведь Россия от Казахстана на западе, а не на востоке, стало быть дружба с нами для казахов всегда значила «европейский выбор».

    Русскоязычные вывески на многонациональном базаре в Таразе:
    0_e6035_d38f76d6_XL.jpg
    И в общем, всё вышесказанное привело к двум парадоксам. Первый — и казахи, и русские эту землю привыкли считать своей.
    Правда казаха: Это наша Степь, здесь наши предки кочевали тысячи лет, и вы конечно были званными гостями, но злоупотребляли нашим гостеприимством, считали себя хозяевами, а нас — людьми второго сорта!
    Правда русского: Мы построили этот город, мы вспахали эту землю, вы ездите по построенными нами железным дорогами и греетесь теплом построенных нами ТЭЦ, мы вытащили вас из Средневековья!
    Для казаха русские — пришельцы в Великой Степи, для русского казахи — пришельцы в Алма-Ате, Павлодаре или Усть-Каменногорске. Удивительно, но казахи это всё же понимают, и потому не склонны клеймить русских оккупантами, Россию — Мордором, а 19-20-й века — «самой чёрной страницей истории» (в отличие от не будем говорить кого). Русские же в Казахстане держатся за эту землю крепче, чем в других азиатских республиках, по доле русского населения Казахстан уступает только Латвии и Эстонии, а по абсолютной численности (3,7 миллиона человек) — только Украине, превосходя США (правда, в Нью-Йорке русских всё-таки побольше, чем в Алма-Ате — 500 тыс. про 450).
    0_e6039_cf4586ab_XXL.jpg
    Но самое главное — казахстанцы в принципе другие. Это полноценный субэтнос, по самобытности не уступающий сибирскому или северорусскому. У казахстанского русского обычно узкое лицо с тонкими резкими чертами, светлые кожа, волосы и глаза, высокий рост. У них правильная речь, лишённая деревенских словечек — ведь даже на Целину люди ехали в основном из городов и имея некоторое образование. У них обычно громкий голос и резкие интонации, будто бы постоянная готовность к обороне. Вообще, казахстанские русские, как мне показалось, сами по себе гораздо более жёсткие, чем в России — то ли такими и были, то ли жизнь в эпоху независимости приучила. Суровые лица со следами пережитого — даже у молодых.
    0_e603a_93e22fd1_XL.jpg
    Если знать эту породу, в России казахстанский эмигрант опознаётся с первого же разговора.
    Процент интеллигентных людей среди казахстанских русских явно выше, чем в России или на Украине, но если уж гопник — то такой, что страшно смотреть, не то что снимать (на фото не тот случай).
    0_e5594_5c48b7ef_XL.jpg
    А в принципе, все казахстанские русские — эмигранты, хоть в России, хоть в Казахстане, и неизвестно даже, где в большй степени: ведь по сути у них было своё государство, вернее автономия КазССР, не в России — но и не под другим народом. Отсюда — столь характерное для эмигрантов мышление: уехавшие в Россию часто живут ненавистью к казахам и лично Назарбаеву, а многие оставшиеся в Казахстане страшно гордятся своей страной и считают, что в России сплошь бардак, криминал и вообще убьют, только выйди на улицу! А здесь, — с гордостью говорят они, — здесь люди добрее, такого беспредела как у вас, не было даже в 1990-х. Другие, наоборот, независимый Казахстан не приняли, страшно жалеют, что не уехали в Россию в 1990-х и изо всех сил стараются держать с ней связь.
    0_e603d_d33187ed_XL.jpg
    У многих, впрочем, на Россию осталась глубокая обида за то, что не пришла в трудные годы на помощь.Мне очень запомнился эпизод из трэвелога десятилетий давности: у касс Московского кремля пожилому интеллигентному человеку, приехавшему показать Москву сыну, говорят, что так как он гражданин Казахстана — изволь заплатить за билет по иностранному тарифу 300 рублей… в ответ на что человек разражается тирадой о том, что он — отставной советский офицер, всю жизнь служил России, а Россия его и других предала. Это было, конечно, давно и началось при другой власти — но память об этом осталась, а время ушло. Казахстанцы просто привыкли не надеяться на историческую родину, а «работать с тем, что есть».
    0_e603c_65d60307_XL.jpg
    Многие, конечно, всё равно уезжают — как в интернетах пишут, в основном не в Россию (типа, чего менять шило на мыло), а в Германию, Израиль и США. С Германией, впрочем, всё вполне понятно — на 1989 год здесь немцев жило более миллиона, и почти все уехали. И тем не менее Казахстан даже сейчас на первом месте по иммиграции в Россию на ПМЖ. И когда Навальный предлагает ввести визовый режим с Казахстаном — для местных русских это как пощёчина, причём не конкретно от оппозиционного лидера, а от России в целом.
    0_e603e_d30015cc_XL.jpg
    Но вообще, русские вполне приспособились жить в независимом Казахстане, и как мне кажется, значительная их часть, хотя бы пара миллионов, уже никуда не уедет, и с годами их община будет всё более и более обособляться.
    0_e6040_a6bbd646_XL.jpg
    Очень милая интернациональная (но русскоязычная!) компания молодёжи в Жезказгане — на самом деле случай не такой уж и частый. Обычно казахи и русские всё-таки держатся по отдельности — вряд ли от неприязни, просто слишком уж они разные, слишком велико несовпадение ценностей и образа мышления. Если компании интернациональными ещё бывают, то например парочки — почти никогда:
    0_e603f_d0451e2c_XL.jpg
    Неформал — явление в Казахстане очень редкое, мне попадались буквально считанные разы, из которых больше половины — в Алма-Ате. Стоит ли говорить, что неферов-казахов я не видел, а вот русские неферы, в силу уже описанных выше жёсткости и урбанистичности тут словно прямиком из 1980-х (не внеше, а по настроению).
    0_e60b6_ecfa92e0_XL.jpg
    Вообще же, русские тут остались не только в больших городах. Вот скажем в посёлке Жезды, в Музее горного и плавильного дела (который создал вполне себе казах Макен Торегильдин в 1980-е годы) сотрудница музея проводит мне экскурсию. Наверное, бывшая учительница. Очень похожая на неё женщина приглядывает за музеем Каныша Сатпаева в соседнем Карсакпае.
    0_e6042_8543e45_XL.jpg
    А вот бывший полковой, а ныне городской священник Приозёрска отец Олег с воспитанниками на берегу Балхаша. Православие в Казахстане — тема отдельная: мне очень нравятся здешние церкви, маленькие островки русского мира посреди чуждой стихии. В здешних церквях всё так, как должно быть — все люди как братья. Просто есть понимание, что мы один народ и быть человечеными друг к другу — наш долг.
    0_e603b_f8331797_XL.jpg
    При большинстве церквей есть детские приюты, воскресные школы и просто тихие тенистые дворики, где можно найти покой и забыть о Степи. Вот ещё табличка из собора в Кустанае — это вместо более привычного «Писать имена иноверцев, некрёщнных и самоубийц СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!!! Крещения вне православной церкви — НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ!!!». Разница примерно как между «Выхода нет!» и «Выход с другой стороны!».
    0_e60b8_2ca6e675_XL.jpg
    Напоследок — заброшенное православное кладбище на окраине Чимкента. Чимкент — это настоящий Вавилон Средней Азии, кипучий и растущий с огромной скоростью город базаров, строек и мечетей. На эту окраину я попал проездом, и решил забраться на горку посмотреть на Чимкентский свинцовый завод. Кладбище одиноко расположилось на вершине бугра, и к нему даже нету тропы, через отделяющий его от ближайших домов глубокий овраг — ни единого мостика. Но здесь понимаешь, сколь не чужда нам эта земля. Даже Чимкент, в котором у православных могил растёт верблюжья колючка.
    0_e6043_b82682d8_XXL.jpg
    0_e6044_b6ff3e06_XL.jpg
    0_e6045_28aa1f45_XL.jpg
    0_e6046_c4e6cfee_XL.jpg
    Стоит ли говорить, что и завод тоже мёртв? А в одном из домов у подножья живут люди из аула, держат кобыл и готовят очень вкусный кумыс. Самые неразрешимые противоречия — те, в которых сталкиваются две правды. Я русский человек, но я здесь гость — и не хочу никого ненавидеть.
    0_e6047_5d273fa2_XXL.jpg
    В общем, тут получился уже второй парадокс: Россия от них отвернулась, Казахстан с их присутствием смирился — а как результат, казахстанцы от исторической родины отстыковались и зажили по-своему. Культурных и личных связей между русскими России и Казахстана несравнимо меньше, чем между русскими России и Украины или Прибалтики. Живут себе и живут, тут кто-то мне в комментах писал — «забыли про нас». Хуже — мы «забыли про них». И первые путешествия в Казахстан были для меня откровением — что там осталось так много русских людей. Наших людей. Мы ведь один народ?

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.