Главная Форумы Русская нация Здоровье и спорт Становление и развитие отечественных боевых систем после революции

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1223144
    дядя Андрей
    Участник

    Продолжу разговор, начатый мной в теме «Дореволюционные боевые системы»

    Но, существовало ли в отечественной практике, что-нибудь, помимо разработок Лебедева? Как ни удивительно, но да, существовало. Вот только «отечественной боевой системой», это можно было считать вряд ли, поскольку речь идёт о японской системе дзю-дзюцу или в европейском прочтении джиу-джитсу (и даже жиу-жицу в тогдашнем произношении).
    Не самым сильным, не самым ранним, но наиболее известным из «джиу-джитсеров» (так их тогда называли) дореволюционной России следует признать Нила Ознобишина. Его школа стала довольно представительной, еще начиная с 10-х гг. нашего века.
    Ознобишин исповедовал принцип «атлета-универсала». Его комплексная боевая система, кроме джиу-джитсу, опиралась на английский и французский бокс, приемы «фланкирования» (то есть фехтования не клинковым оружием, а штыком или пикой) и европейские виды боевой борьбы – как современной, так и возрождаемой в то время «городской борьбы» средневековья. К последней относятся, прежде всего, знаменитые «85 приемов фон Ауэрсвалъда». Управляться с подсобным оружием Ознобишин почти не учил, но контрприемы против действия таким оружием рассматривались.
    Эти приемы, взятые, в том числе из школы Ознобишина – хотя и не только оттуда – как раз, тогда начала перенимать… российская охранка! Полицейским они были нужны для обезоруживания как уголовников, так и «подрывных элементов» — революционных боевиков. Сам Нил Нилович о своих достижениях в области обучения агентов полиции предпочитал широко не распространяться — и его можно понять. Ведь в последующие годы ему пришлось наставлять агентов тайной полиции уже советского образца. Впрочем, судя по дошедшим до нас методичкам, полицейские и жандармы осваивали лишь азы рукопашного боя, пригодные только для схватки со слабо вооруженным и не очень тренированным противником.
    Осуждать его за это остережемся: что ему оставалось делать, если эта организация «наложила лапу» почти на все аспекты применения рукопашного боя? Мы еще увидим, как это отразилось на творческом пути других мастеров боевого искусства…
    Кроме того, школа Ознобишина не слишком помогла чекистам, так как была в значительной мере декоративной. Из опубликованных им уже в 30-х гг. методик вроде бы следует, что те, кто освоил его систему, могут успешно защитить себя от одного и даже нескольких противников, вооруженных длинномерным или коротким холодным, а иногда — и огнестрельным оружием! Но именно потому, что эта школа была сравнительно недавней и не абсолютно засекреченной, о ней сохранили воспоминания многие борцы, боксеры и прочие «рукопашники» тех лет. Из этих воспоминаний складывается следующая картина: когда в дореволюционный период Ознобишин, демонстрируя возможности своей школы, участвовал в показательных боях, одержать победу ему удавалось довольно часто, но не в тех случаях, когда против него выходил достаточно подготовленный боксер. Такие противники тогда все-таки были редкостью, и поэтому не возникало нужды кардинально перерабатывать технику школы. Но через два десятилетия уже не сам Ознобишин, а его ученики столкнулись с непредсказуемой проблемой: если безоружный противник, избегая захватов, навязывает им бой на дистанции удара, они оказываются почти бессильны…
    Школа Ознобишина ударами не пренебрегала, но в ударную схватку ее основатель чересчур прямолинейно перенес борцовскую тактику, основывающуюся на равноправном действии обеих рук. Ознобишин предпочитал прямую, а не боковую стойку и работу «двойным ударом – с одновременным выбросом обоих кулаков в голову и торс противника. При этом очень сильно ограничивалась возможность собственной защиты, что вдвойне опасно при схватке не только с боксером, но и с вооруженным врагом, а тем более – с несколькими.
    Похоже, Ознобишин не сумел создать именно универсальную боевую систему, заставляя подстраиваться учеников под свой собственный стиль, во многом определявшийся его личными особенностями: большим ростом и длиной конечностей при малом весе и почти хрупком телосложении.
    Добавим к тому же, что школа Ознобишина была как бы «едина в двух лицах». Часть обучающей программы была направлена на воспитание бойцов максимально возможной для этого стиля квалификации (пусть их возможности и были ограничены самими исходными принципами школы). А часть — на то, чтобы дать хоть какие-то азы рукопашного боя «пришлой» публике, не имеющей возможности и желания пройти полный курс.
    Как ни странно, именно второй лик ознобишинской системы представляет больший интерес (хотя бы потому, что в создании мастеров экстра-класса данная школа вообще не преуспела). дело в том, что ХОТЯ основные методики Ознобишина были опубликованы в тот период, который сейчас называется «расцвет сталинизма» (причем «ДСП»: для работников НКВД), созданы они были в период, называемый «расцвет нэпа», и предназначались именно для широкой публики!
    Последнее обстоятельство наложило явственный отпечаток на набор приемов и рекомендуемый стиль боя. А «печать времени» имеет явственное сходство с современными условиями: ознобишинские рекомендации относятся к ситуациям внезапно возникающих стычек на темной улице, в «злачных заведениях», даже в общественных местах; нападающие — не профессиональные бойцы, но уличные хулиганы, помимо навыков уличной драки поверхностно освоившие некоторые приемы «правильных» единоборств; они могут применять «карманные» образцы оружия, но не более того; рассчитывать на своевременную помощь правоохранительных органов не приходится, поэтому нужно самому заботиться о своем спасении (правда, как мы увидим позже, надежды на помощь со стороны все же сохранялись).
    Не правда ли, вполне знакомые нашим современникам обстоятельства?
    Все же следует добавить, что в сравнении с нынешними условиями «некомпетентность» хулиганов тех времен проступает более зримо. Так, Ознобишин советует возможно шире применять против них «высокие» удары ногами из арсенала французского бокса — прежде всего потому, что такие удары (и защита от них) на тот момент были практически не знакомы отечественной уличной шпане. С точки же зрения не сенсационности, а эффективности большего внимания заслуживают «стопорные» контратаки ногами в ноги, которые французский бокс, несмотря на уже наметившуюся спортивную условность, во времена Ознобишина допускал.
    Кажется, несколько примитизирована и техника работы ножом: судя по набору контрприемов, видимо, предполагалось, что хулиган обычно будет держать оружие клинком вниз (а режущей кромкой в сторону собственного предплечья) и атаковать, прежде всего, острием, а, не лезвием, причем нанося удары в верхнюю часть тела. Это не самый грозный из всех возможных видов хвата, однако, Ознобишин, похоже, чувствовал, что против иного стиля ножевого боя его контрприемы будут выглядеть неубедительно.
    Добавим, что при всем при этом в системе Ознобишина и в самом деле ощущается творческий поиск, отсутствие догматического подхода и т. п.. Впрочем, недостатки, как известно, продолжение достоинств; и обширный набор приемов отчасти связан с тем, что ни «борцовская», ни (особенно!) «ударная» техника этой школы, сама по себе особой эффективностью не обладала.
    С другой стороны, недооценка ударов и бросков связана также и с социальными условиями. Довольно часто ознобишинские приемы направлены скорее на «фиксирование» противника, чем на нанесение ему телесных повреждений. Ответ проясняется из сопроводительного текста: оказывается, так полагается удерживать хулигана до того момента, как на помощь придет… нет, не милиционер, а ближайший дворник! В другом случае, приводя описание одного очень опасного удушающего захвата, Ознобишин тут же описывает и контрприем:
    «Не ходите ночью по улицам, пользующимся дурной славой!» Надо сказать, для полупрофессионалов рукопашного боя это и впрямь наиболее верная рекомендация.
    (В дореволюционной России дворник, являясь младшим полицейским чином (!), действительно в подобных ситуациях спешил вмешаться. Во время «угара нэпа» эти функции дворников были восстановлены если не де-юре, то де-факто.)
    Тут на память приходят сходные рекомендации, относящиеся к началу нашего века: при внезапном нападении на улице следует, захватом сковав подвижность нападающего, громко звать на помощь околоточного надзирателя! И хотя при чтении подобных советов невольно испытываешь ностальгические чувства (в частности, от достаточно обоснованной уверенности в том, что помощь и в самом деле придет через считанные минуты), все же к высокоразвитому боевому искусству их отнести затруднительно…
    И все-таки Ознобишин сделал очень многое: пусть не столько как боец и даже учитель, но как пропагандист и теоретик комплексного рукопашного боя. Ведь именно во время создания его школы триумфальное шествие «боевой борьбы», основывающейся прежде всего на джиу-джитсу, начало приостанавливаться. Большинство ее адептов, механически копируя не лучшие приемы не лучших учителей (вдобавок дошедшие до них уже через вторые-третьи руки), да еще пренебрегая систематическими тренировками, вскоре убедилось: в уличной драке их «школа» помощник слабый.
    На этом фоне даже ограниченные, но все-таки результативные системы работающих открыто мастеров не позволяли угасать сохраняющимся очагам боевого искусства. И ждать, когда придет творческое осмысление, которое сможет превратить их в подлинную школу.

    Загрузить пособие сюда не удаётся, могу если надо на какой-нибудь файлообменник положить

    #2030402
    panzer038
    Участник

    скачать можно здесь — http://webreading.ru/sci_/sci_history/nil-oznobishin-iskusstvo-rukopashnogo-boya.html форматы на любой вкус

    #2030403
    panzer038
    Участник

    скачать можно здесь — [url]http://webreading.ru/sci_/sci_history/nil-oznobishin-iskusstvo-rukopashnogo-boya.html[/url] форматы на любой вкус

    и ещё Спиридонов В.А. он в формате doc http://www.twirpx.com/file/276679/

    #2030413
    дядя Андрей
    Участник

    Сердечно благодарю тебя за помощь Дружище! А до Спиридонова мы ещё дойдём. Я постараюсь обо всех рассказать

    #2030421
    panzer038
    Участник

    Сердечно благодарю тебя за помощь Дружище! А до Спиридонова мы ещё дойдём. Я постараюсь обо всех рассказать

    да не за что, а по части Спиридонова я просто подумал книги из одной подборки -библиотеки и разделять их негоже

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.