«Свое государство» русского художника в Беларуси

Главная Форумы Русская нация Русская идентичность — культура Русская живопись «Свое государство» русского художника в Беларуси

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1229840
    Helga X.
    Участник

    Живописный уголок на берегу Западной Двины под Витебском стал родным местом для Ильи Репина, вдохновившим его на создание более 60 картин и рисунков, в том числе таких шедевров, как «Осенний букет», «Белорус», «Лунная ночь». Сегодня здесь создан музей-усадьба художника «Здравнево», который находится под опекой Союзного государства

    Именьице за «Запорожцев»

    Усадьбу в Беларуси Илья Репин при*обрел в мае 1892 года. Он давно меч*тал о возможности уезжать летом из суетного Петербурга, а тут появились свободные деньги — император Алек*сандр III приобрел за 35 тысяч рублей картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Сам ху*дожник так охарактеризовал свою покупку: «А я только что вернулся из-под Витебска, где я купил себе пре*красное именьице. Хутор, 108 десятин земли, 40 штук рогатого скота, 4 лоша*ди и все хозяйство. На быстрой Двине. Край теплый, народ разнообразный…

    теперь так и тянет туда». А Витебск навеял ему испанские пейзажи: «Это прекрасный городок, на Толедо по*хож…».

    Несколько лет назад в музей-усадь*бу приезжала из Санкт-Петербурга внучатая племянница Софьи Яцкевич, той самой, которая продала художнику свое имение Софиевка (по имени владелицы). Репин потом вернул более старое название — Здравнево.

    — По семейному преданию, Илья Ефимович услышал о продаже имения от своих знакомых, будучи в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне. Он тогда подыскивал себе место для да*чи. Моя двоюродная прабабушка была счастлива, что так дорого продала не*большую усадьбу. Софья была одной из восьми детей, между которыми ее отец разделил большое имение Койтово, купленное им в 1840-е годы. Ей до*стался участок чуть более ста десятин, его и приобрел художник, — рассказы*вала Елена Попова-Яцкевич.

    В Здравнево Илья Репин провел де*сять летних сезонов, по собственным чертежам построил усадебный дом, который местные жители называли «церковью», высадил яблоневый сад, липовую и еловую аллеи, вырыл пруд, устроил площадку для игры в крокет. Дерновая скамья в виде разорванной окружности получила название «Везу*вий», а горка для позирования — «Мон*блан». Новый хозяин выложил берег бурной Двины камнями. На это строи*тельство, по воспоминаниям крестьян, приходили посмотреть из соседних деревень. Он с удовольствием зани*мался хозяйством, не покидал и твор*чество. На первом этаже обустроил мастерскую, ходил на пленэры, писал местные пейзажи и жителей. «Слав*ный народ белорусы, очень похожи на хохлов, только работящее, скромнее и добродушнее», — отзывался Репин.

    Здравнево стало для Репина род*ным местом. Здесь в преклонном воз*расте умер его отец, который похоро*нен на кладбище в соседней деревне Слобода. Для тамошней церкви худож*ник написал две иконы (в настоящее время они находятся в витебском художественном музее). После Октябрь*ской революции сюда из голодного Петрограда переехала жить младшая дочь Репина Татьяна Ильинична с до*черью Татьяной. Последняя вышла замуж за сына местного священника Ивана Дьяконова, у них родилось чет*веро детей. Внучка художника вместе с мужем преподавали в устроенной в Здравнево начальной школе.

    Как бывшие помещики, родствен*ники Репина неоднократно подвер*гались угрозе репрессий и выселе*ния. После долгих ходатайств в ав*густе 1930-го семье удалось выехать к художнику в «Пенаты», а после его смерти перебрались во Францию. За все прошедшее время потомки не по*сещали места, связанные с Ильей Ре*пиным в Украине, России и Беларуси. И только четыре года назад они при*ехали в Здравнево. Как рассказывает директор музея-усадьбы Алексей Сухоруков, это была очень теплая и сим*воличная встреча. Дважды и трижды правнуки художника вернулись в те места, которые так любил их прапра*дед и которые их родные вынуждены были покинуть. Большая французская ветвь Ильи Репина (единственные пря*мые его потомки, род остальных де*тей художника не имел продолжения) передала музею бесценный подарок -дневник со стихами внучки Репина Татьяна Николаевны.

    Круг друзей музея

    Время не пощадило усадьбу худож*ника. Хозяйский дом-церковку разо*брали на дрова, спилили и многие деревья, но сохранились старая липо*вая аллея, заканчивающаяся серебри*стыми тополями, ивы у пруда и вели*канша-сосна, под которой Илья Репин фотографировался со своим любимым псом Пегасом. Это фото висит в быв*шей спальне. Из вещей чудом сохра*нились два прикроватных коврика, салфетка ручной работы, фрагменты курительной трубки и чашка, кото*рую нашли во время строительных работ. Когда было принято решение о создании музея и в 1989 году по со*хранившимся репинским наброскам, чертежам, фотографиям, акварелям, а также по воспоминаниям внучки художника Татьяны Николаевны вос*становили усадебный дом, оказалось, экспозицию нечем заполнить. Но тог*да, как выяснилось, это было к луч*шему, потому что деревянное здание сгорело, и новое пришлось восста*навливать с фундамента. Второй раз музей-усадьбу открыли только в 2000 году в присутствии Президента Бела*руси Александра Лукашенко. И сюда потянулись туристы.

    — Впервые мы приехали в Здравнево с экскурсией в 2005 году. По специ*альности я искусствовед, занималась темой «Репин в Петербурге» и знала по литературе об усадьбе под Витебском, хотела сюда попасть. Здешняя усадьба впечатлила, хотя в то время дом ху*дожника был пустым: никаких пред*метов, только фотографии на стенах. На обратной дороге в поезде одна из моих знакомых говорит: «У меня есть старое блюдо, могу подарить репин*ской усадьбе». Ее почин подхватили другие. Таким образом, за прошедшие годы мы передали около 400 предме*тов. Конечно, это вещи не репинские, но того времени, когда жил художник. Так в Санкт-Петербурге создался круг друзей музея, в который входят пред*ставители самых разных профессий: медики, педагоги, предприниматели, художники, музыканты, пенсионеры -люди, готовые внести свой вклад в по*полнение экспозиции, — рассказывает Наталья Баклан, возглавившая нефор*мальное объединение дарителей.

    Она вместе с мужем передала му*зею немало ценных вещей: книги из домашней библиотеки, шкатулку для рукоделия, старинное зеркало, посуду, кровать. В бывшей мастерской худож*ника стоит кресло из красного дерева, на котором, как говорит Наталья Вик*торовна, она «просидела всю школу и весь университет». В экспозиции есть и вышитое полотенце из приданого её бабушки, которое та заказывала в мо*настыре.

    — Игрушка «Мишутка», которую можно увидеть в витрине, принадле*жала двоюродной сестре академика Дмитрия Лихачева, мы с ней жили в одной коммунальной квартире. Не*мало вещей для репинской усадьбы отдала Марина Балмасова — правнуч*ка известного физиолога Ивана Пав*лова, — поясняет Наталья Викторовна.

    Среди раритетов, подаренных пе*тербургским кругом друзей музея, -кабинетная масляная лампа, изготов*ленная в конце XIX века, письменный прибор, держатель для перьевых ручек, поваренная книга начала XX века и многое другое. Гости из Санкт-Петербурга стараются ежегодно при*езжать в Здравнево на Ильин день, который выпадает на 2 августа. В свое время Илья Репин собирал на свои именины, которые почти совпадали с днем рождения (5 августа), друзей, знакомых, местных жителей и устра*ивал веселье. Один из таких дней в память небесного покровителя Ильи-пророка он запечатлел на рисунке «Праздничное гулянье в Здравневе», датированном 1893 годом. Оригинал зарисовки хранится в музее в Праге, в экспозиции же музея можно увидеть репродукцию, передающую атмосферу празднества.

    Усадьбы, принадлежавшие в XIX ве*ке представителям творческой интел*лигенции, были настоящими центрами культуры, образования, художествен*ными школами. Их не случайно назы*вали «творческие гнезда» или «приюты муз». И по сей день старые традиции в Здравнево стараются сохранять. Здесь проводят пленэры, мастер-классы, вы*ставки.

    Подарки от Союзного государства

    Илья Репин называл Здравнево «сво*им государством». Символично, что спустя столетие усадьбу художника взяло под опеку Союзное государство. Два года назад по инициативе Госу*дарственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты музею была передана уникальная коллекция копий картин Ильи Репина, изготов*ленных при содействии члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члена Комис*сии Парламентского собрания по во*просам внешней политики Союза Бе*ларуси и России Дмитрия Кривицкого. Среди них известный автопортрет художника, написанный им в 1887 го*ду, портрет отца, жены («Отдых»), до*чери («На охоте»), изображение люби*мого пса Пегаса, жившего в усадьбе, и знаменитые «Запорожцы», которые помогли Репину купить имение под Витебском. А также «Птица Сирин»: ее образ украшал дверные филенки в гостиной. Часть росписи сохранилась и находится сейчас в квартире-музее Исаака Бродского в Санкт-Петербурге.

    Летом прошлого года, когда от*мечалось 170-летие со дня рождения художника, экспозиция музея-усадьбы пополнилась копиями картин пере*движников, товарищества, в которое входил и академик Императорской академии художеств Илья Репин. Это дар Постоянного Комитета Союзного государства. Государственный секре*тарь Союзного государства Григорий Рапота, передавая картины в дни «Сла*вянского базара в Витебске», отметил, что возрожденная усадьба русского художника в Беларуси успешно раз*вивается как музейный, выставочный, образовательно-методический центр творческих инициатив, способству*ющих сохранению и приумножению культурного наследия двух братских народов, становлению единого куль*турно-исторического, духовного и гу*манитарного пространства Союзного государства. Полотна изготовлены в натуральную величину и полностью передают достоверность оригиналов.

    Теперь посетители Здравнево могут любоваться «Неизвестной» Крамского, «Девочкой с персиками» Серова, «Ба*бушкиным садом» Поленова и други*ми работами знаменитых авторов. А благодаря установленному в музей*ном зале широкоформатному жидко*кристаллическому телеэкрану, также подаренному Постоянным Комитетом, можно путешествовать по репинским местам в России и Украине.

    Здравнево стало излюбленным ме*стом проведения выставок профес*сиональных художников, и народных мастеров двух стран. В течение по*следних лет здесь проходят пленэры юных дарований из Беларуси и Рос*сии. Его участники получают дипломы и подарки от Союзного государства, а Григорий Рапота оставляет свой мазок кистью на общем полотне, которое за*тем пополняет музейную коллекцию.

    Недалеко от живописного спуска к реке присел Репин собственной пер*соной. Автор памятника — известный белорусский скульптор Иван Миско, который в прошлом году стал лауреатом премии Союзного государ*ства в области литературы и искусства.

    Директор музея Алексей Сухоруков рассказывает о планах восстановить в усадьбе ригу-овин. Ее изображение есть на одном из репинских рисунков, который так и называется «Рига-овин». В новой постройке разместится мно*гофункциональный культурно-обра*зовательный центр. Об этом шла речь на встрече госсекретаря Союзного го*сударства с местными властями. Уже разработан проект, ожидается помощь Постоянного комитета в его реализа*ции.

    Сегодня в Здравнево любят при*езжать молодожены. Гуляют по по*саженному заново яблоневому саду, отдыхают в беседке под сенью старых лип, фотографируются на фоне уса*дебного дома и реки и несут цветы к памятнику художнику. Усадьба, со*храняя память о былом процветании, живет новой жизнью и радует всех, кто посетит этот живописный уголок, будто сошедший с кисти мастера.

    Татьяна Пастернак
    Беларусь, Витебская область http://russia-today.ru/prn_article.php?i=1464

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.