«Возрождение культуры»


[ — Мятeж нoмeнклaтyры. Мoсквa 1991-1993. Книга 1Чacть 1. В ПОТОКЕ СЛОВ]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]

Что мы получили взамен культуры? Бесконечные сериалы «мыльных опер», чернуху, порнуху и рекламу — наглую, вызывающую, издевательскую. Кончились Чайковский и Пушкин — поэтому даешь богатых, которые тоже всхлипывают».

Ради чего устроено все это разорение? Всего лишь для того, чтобы Ельцин, Черномырдин и Грачев могли свободно поохотиться в заповеднике, чтобы Ерин строил себе дачу стоимостью 220 миллионов (в ценах 1993 г.), чтобы отставные министры разбирали московские особняки, а генералы продавали штатное и нештатное оружие, чтобы за счет госбюджета номенклатура закупала себе бронированные «ЗИЛы», изготовленные по спецзаказу. А еще для того, чтобы отирающиеся в свите Ельцина коммерсанты из АВВА, ЛогоВАЗА, Фонда спорта и др. получали невиданные льготы («НЕГ», 16.07.94). Можно было даже прекратить производство знаменитых автоматов Калашникова на тульском оружейном заводе, оставив ему лишь один заказ: изготовление личного охотничьего ружья господина Президента («НЕГ», 22.07.94).

А что же люди, почему они так энергично поддержали Ельцина с его программами, но не отказали ему в доверии, когда он от своих программ отрекся, когда признаки разрухи стали более чем явными? К сожалению, граждане России мало что понимали в том, откуда исходит угроза их благосостоянию.

Вот как ответили москвичи в начале 1993 г. на вопрос о том, кто виноват в возникших экономических трудностях:

‘»Коммунисты, заведшие нас в тупик» — 26 %

«Чиновники, саботирующие реформу» — 24 %

«Демократы, не справившиеся с ситуацией» — 22 %

«Мы сами, потому что не умеем работать» — 22 %

(Из опроса центра «Останкино» («МН», 28.02.93)

Всем досталось примерно поровну, а это значит, что виноватых не найти. Требовался дальнейший опыт. Граждане России должны были понять, чьи экономические рецепты и политические решения конструктивны, а чьи разрушительны. В 1993 г. они считали, что способствовать выходу из кризиса помогут (или не помогут) следующие меры:

Поможет — Не поможет

Государственный контроль за ценами — 63,4 % — 24,2 %

Усиление госконтроля за бизнесом — 59,1 % — 25,9 %

Введение национальной валюты — 48,2 % — 24,8 %

Широкое привлечение иностранного капитала — 43,8 % — 30,2 %

Полная свобода частного предпринимательства — 38,0 % — 40,4 %

Прямое президентское правление — 36,4 % — 36,2 %

Жесткий контроль ВС за Правительством — 35,6 % — 38,9 %

Замораживание цен и зарплаты — 30,1 % — 48,7 %

Запрет на хождение иностранной валюты — 26,1 % — 47,2 %

Ограничение ввоза иностранных товаров — 23,0 % — 59,3 %

Полное освобождение цен — 18,1 % — 62,3 %

Опрос проведен Институтом социологии и Центром «СоциоЭкспресс» (март 1993 г.)

Из данных опроса следует, что к весне 1993 года никто уже не верил правительству, а его лживость и коррумпированность была очевидна для 3/4 населения. Но люди продолжали поддерживать это правительство, потому что поддерживать что-то другое не было никакой возможности. Мощная пропагандистская машина убивала все альтернативы человеческой мысли. Разруха в головах разрушала все: экономику, культуру, духовность, историю. Но боль в желудке еще не отдавалась болью в этих самых головах, порог чувствительности еще не был пройден, абстрактное недовольство еще не дозрело до определений персональных виновников разрухи. К концу 1994 г. урок, наконец, был осознан: безоговорочное доверие к Ельцину высказывали всего 3 % населения России, а в десять раз больше людей выражали откровенную ненависть к нему («НЕГ», 15.11.94).

По мере актуализации вопроса о вине за разрушительные реформы в сознании населения России первыми «прозреть» постарались чиновники. После отстранения Е. Гайдара от власти Б. Ельцин в «Записках президента» писал: «Гайдар не до конца понял, что такое производство. И в частности — что такое металлургия, нефтегазовый комплекс, оборонка, легкая промышленность. Все его знания в этих областях носили, главным образом, теоретический характер. И в принципе такой дисбаланс был довольно опасен.»

Возникает вопрос, почему же Ельцин, а за ним и ближайшие его соратники стали отрекаться от гайдарономики? Может быть потому, что подошло время расплаты? Но во время расплаты неплохо было бы спросить у отмежевавшихся от «радикальных реформ» о том, почему они столь легко доверились совершенно некомпетентному в государственном управлении человеку? Ответ прост — они сами были такими.

* * *

Приведенные нами итоги — скорбное свидетельство доверчивости народа и бессилия здравых и разумных людей, пытавшихся разрозненными усилиями остановить преступников и дураков. Страшная и тупая темнота населения, деградация элитных слоев общества стоит за развалом страны. Люди видят его, но не могут осознать его причин. Они продолжают верить в светлое будущее, в самозарождающееся благополучие. Чем позднее приходит прозрение, тем дороже это обходится стране.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]