Гальба. 3 г. до н.э. — 69 г. римский император июнь 68 г. — январь 69 г.


[ — Первые импeрaтоpы Рима. (Антиcветoний)]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]

Гальба происходил из знатной и богатой семьи патрицианского рода Сульпициев. В детстве он был усыновлен своей мачехой Ливией и прожил почти всю жизнь, прозываясь Луцием Ливием. В молодости Гальба был женат, но после ранней кончины жены никогда больше не пытался связать себя узами брака и не имел детей.

При Тиберии он стал избираться на почетные должности: назначался претором, в 31 г. получил наместничество в Аквитании, в 33 г. — консульство. Калигула отправил его легатом в Верхнюю Германию, где он показал себя талантливым полководцем. В 41 г. он одержал победу над хаттами, прорвавшимися почти до самой Галлии. Калигулу, навестившего лагерь, уже немолодой Гальба порадовал тем, что после учений пробежал за его колесницей 20 миль.

По смерти Калигулы Гальба мог занять престол, но, по словам Светония, «предпочел покой», а на самом деле — долг. Своим неучастием в дележе власти он снискал расположение императора Клавдия. Его значимость для военных операций было такова, что запланированный поход римских легионов в Британию был отсрочен из-за его болезни.

В 45 г. Гальба получил проконсульство в Африке, где подавил внутренние раздоры и восстания варваров и навел порядок. В 60 г. он получил наместничество в Испании Тарраконской. Провинцией он управлял восемь лет. Согласно Светонию, правление его считается суровым. Так, по преданию, обманщику-меняле он велел отрубить руки и гвоздями прибить их к столу. Преступника, распятого на кресте, когда тот стал кричать, что он римский гражданин, Гальба велел распять на другом кресте, который был выше других и побелен. Со временем и приведением провинции в спокойствие его правление смягчилось. Плутарх, напротив, сообщает, что Гальба не мог остановить поборов со стороны императорских чиновников. И был любим жителями провинции только потому, что не способствовал грабежу и не наказывал за язвительные стишки в адрес императора Нерона.

Гальба оставался верен долгу, когда в Галлии Виндекс поднял восстание против Нерона, несмотря на то, что друзья склоняли его немедленно принять дружбу Виндекса. Когда солдаты в один голос провозгласили его императором, Гальба этого звания не принял и согласился послужить отечеству, именуясь не императором, а полководцем римского сената и народа.

Гальбу склоняли к принятию императорской власти многие наместники, но он не поддался искушению, стремясь не допустить гражданской войны. Нерон же воспринял осторожную позицию Гальбы как предательство. Гальба был объявлен врагом государства, а его имения выставлены на продажу. В ответ Гальба выставил на продажу испанские владения Нерона.

В это время Вергиний Руф, начальник германских легионов в Галлии, которого солдаты также пытались провозгласить императором, заявил, что не примет власти и не позволит никому получить его помимо воли сената. Он выступил против Виндекса и разгромил его. Виндекс покончил с собой.

После самоубийства Нерона сенат провозгласил Гальбу императором.Гальба сложил звание легата, принял звание цезаря и отправился из Испании в Рим. В Галлии к нему присоединился Вергиний, который после решения сената признал Гальбу и привел к присяге на верность ему свои легионы.Прибыв в Рим, Гальба считал вопрос о власти решенным, но ошибся.

Многие, присягнувшие ему, ожидали наград и привилегий, которые прежде получали участники переворотов, менявших власть в Империи. Сенаторы ждали от Гальбы восстановления своей значимости. Но Гальба не видел необходимости что-то менять, и по привычке жестко наводил порядок в Риме, как до этого привык распоряжаться в провинции.

Когда созданные Нероном флотские легионы встретили Гальбу при въезде в Рим требованиями жалования и подтверждения своего статуса, он приказал сопровождавшим его всадникам изрубить агрессивную толпу.

Когда префект преторианцев Нимфидий Сабин (именно он подговорил преторианцев изменить Нерону, посулив значительно увеличить жалование) попытался провозгласить себя императором, но был убит солдатами, оставшимися верными Гальбе, последний приказал казнить всех друзей Сабина. Преторианцы были возбуждены этими казнями, а также недовольны тем, что Гальба не исполнил обещаний наградить их, которые щедро раздавал тот же Нимфидий. Гальба отказался заплатить солдатам за свое избрание императором, заявив: «Я привык вербовать, а не покупать воинов».

Вступление в императорский чин не сопровождалось никакими подарками римлянам, которые те ожидали, как при прежних сменах императорской власти. Простота образа жизни Гальбы, его скромность и воздержность в расходах навлекли на него обвинение в скупости.

Формально справедливым было требование Гальбы вернуть в опустевшую казну все ценности, которые Нерон раздаривал своим любимцам. Вещи не раз меняли владельцев, и от этого решения пострадали невинные. Те не менее, Гальба упорно продолжал разыскание ценностей, захватывая все более широкий круг лиц. Опрометчиво было выделение Гальбой галлов-приверженцев Виндекса, которых он освободил от налогов.

Города, которые им противились, наказал. Все эти меры властителя-провинциала вызвали нарастающую волну недовольства как в Риме, так и в еще не успокоившихся провинциях. В январе 69 года началось восстание в Нижней Германии, солдаты провозгласили императором префекта Вителлия. Но Гальба не счел это событие угрожающим.

Будучи в преклонных годах, Гальба должен был назвать своего преемника. С полным правом на это рассчитывал Марк Отон, наместник Лузитании, первый примкнувший к Гальбе и проехавший с ним в одной повозке от Испании до Рима. Но Гальба сказал, что выше собственных интересов он ценит пользу Рима и назовет сыном того, кто сможет принести Риму большую пользу. Отона он счел недостойным за его разгульный образ жизни в бытность любимцем Нерона. Гальба избрал преемником Кальпурния Пизона Фругу, молодого человека высоких нравственных достоинств, известного чистотой и суровостью жизни. Он лично отправился с лагерь преторианцев и объявил Пизона своим сыном.

Отон, посчитавший себя оскорбленным, вступил в переговоры с преторианцами и за четыре дня склонил их к заговору против Гальбы. Преторианцы в своем лагере провозгласили Отона императором. К ним примкнул легион морской пехоты и иллирийский легион. Германские отряды оставались на стороне Гальбы, но в суматохе не смогли предотвратить трагедии.

Вместе с вестью об измене Отона, Гальба получил известие, что изменник уже убит. Он поверил известию и сел в носилки, отправившись на форум через толпы возбужденного народа практически без охраны. Всадники мятежного гарнизона ворвались на Форум и убили Гальбу и Пизона, а также всех ближайших соратников императора.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]