Вителлий. 15-69 гг., римский император апрель-декабрь 69 г.


[ — Первые импeрaтоpы Рима. (Антиcветoний)]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]


Авл Вителлий происходил из рода, возвысившегося в период Империи. Его отец был при Тиберии консулом и губернатором Сирии. Он был известным полководцем и опытным царедворцем. В детстве Вителлий воспитывался на Капри, где дети известных римлян получали воспитание под надзором императора Тиберия. В юные годы он сблизился с императором Гаем Калигулой, затем – с императором Клавдием, после него – с Нероном.

Причины этой неизменной благосклонности неясны. Так или иначе, Вителлий при Клавдии в 47 году стал консулом, а при Нероне в 61 г. был назначен проконсулом в Африке и попечителем общественных построек. Большой славы он не достиг, но управлял, хотя завистники подозревали его в разного рода хищениях. В конце 68 г. Гальба назначил Вителлия управлять Нижней Германией.

Одна из возможных причин относительной успешности Вителлия, дававшая также поводы для разного рода подозрений и сплетен, заключалась в его хлебосольстве и легком отношении к деньгам. Вителлий был необычайно добродушен и любил давать пиры для своих друзей. За это он слыл обжорой и расточителем. Таки или иначе, Вителлий отправился в Нижнюю Германию без средств. Но само назначение показывало, что император рассчитывал, что Вителлию удастся справиться с неспокойной провинцией, где поддержка Гальбы была неустойчивой. Возможно, Гальба хотел использовать знатного царедворца как друга Нерона, который смог бы унять волнения после его вынужденного самоубийства.

Германские легионы были рады Вителлию – любезному и щедрому, сразу же смягчившему многие наказания, наложенные его предшественниками, и вернувшему многим опальным провинциалам прежние должности. Он приобрел славу справедливого и беспристрастного, добродушного и щедрого правителя. И все же ему не удалось добиться того, чтобы смену власти в Риме и утверждение Гальбы в роли императора легионы признали окончательной. В январе 69 года германские легионы отказались приносить присягу и решили провозгласить императором Вителлия.

Вителлий всячески сопротивлялся принятию титула императора, по возможности смягчая обстановку согласием на разного рода иные почетные титулы. Но после получения известия об убийстве Гальбы, пришлось делать выбор. Вителлию присягнули войска, размещенные в Британии, Галлии, Испании. Некоторые из них к тому времени уже шли на Рим через Альпы. Противник Вителлия Отон, провозглашенный императором в Риме, был разбит в сражении при Бедриаке и покончил с собой.

Вителлию приписывают фразу, которую он, якобы, произнес, проезжая через поле битвы при Бедриаке: «Хорошо пахнет труп врага, а еще лучше – гражданина!» Возможно, эту фразу произнес кто-то из его полководцев. В ней отразилась как суровая правда войны, так и ненависть к роскошной праздности Рима и его граждан в сравнении с тяжелой и полной опасностей жизнью провинциалов.

Мягкость и добросердечие Вителлия проявились и при его утверждении в Риме. Он оставил при должностях сторонников Отона, включая воевавших против него полководцев. Увы, Вителлий так же слабо контролировал положение в римской армии, как и его предшественники. Солдаты, прибывшие из провинции, смотрели на Италию как на завоеванную страну. Вителлий был не в силах положить конец грабежам. Провозгласив, что образцом императора для него будет Нерон, он пытался склонить солдат и граждан к мирной жизни, организуя грандиозные пиры, но это лишь способствовало распространению слухов о его ненасытном чревоугодии. Новый император не смог сформировать устойчивую власть.

Единственным решительным действием с его стороны было разыскание и казнь всех, кто в свое время подал Отону прошение о вознаграждении за участие в убийстве Гальбы. Натерпевшись сам от ростовщиков и менял, Вителлий стал их преследовать, а также распустил преторианскую стражу дворца, допустившую гибель императоров и ставшую источником гражданской войны, и заменил ее солдатами из верных ему легионов.

Проявляя скромность, император стал отсчитывать период своего правления с 19 апреля, когда его признал сенат, а не со 2 января, когда он был провозглашен императором армией. Сенату Вителлий выказывал всяческое уважение и допускал свободное обсуждение кандидатур консулов, выслушивал любые мнения. Также он отказался принять титулы «цезаря» и «августа», зная, что ничем их не заслужил.

Дела империи находились в полном расстройстве из-за неустойчивости власти. Не умея навести порядок в Риме, Вителлий ничего не смог противопоставить и волнениям в провинциях, где легионы мечтали поставить у власти «своего» императора. В Мезии и Паннонии (где изначально поддерживали Отона против Вителлия), а затем в Иудее и Сирии солдаты стали присягать Веспасиану – прославленному полководцу.

Против двинувшихся на Рим солдат Веспасиана Вителлий мобилизовал свои войска и флот. Но флотские экипажи, составленные из новобранцев и гладиаторов, а также из галлов и германцев, перешли на сторону Веспасиана. Полководец Цецина пытался склонить войско к тому же, но был схвачен солдатами. Обезглавленная армия яростно сражалась, но потерпела полное поражение (Вторая Бедриакская битва). Верными императору оставались лишь италийские легионы.

Вителлий попытался снова собрать войска и лично приехал в Умбрию, где размещались верные ему легионы. Но увидел нежелание сражаться и отсутствие какого-либо управления. Не имея военного опыта, не желая применять крутые меры, Вителлий был растерян, ему не на кого было положиться. Оставалось только вернуться в Рим и принять свою судьбу.

Получив известие, что целый легион, размещенный в Нарнии, перешел на сторону Веспасиана, Вителлий на форуме объявил о сложении с себя власти. Но у него в Риме было множество сторонников, которые боялись жестокостей Веспасиана и по-настоящему любили добродушного Вителлия. Толпы граждан и солдат, потрясенные видом плачущего императора, выразили ему полную поддержку и вынудили вернуться во дворец.

Солдаты убили посланцев Веспасиана, которые склоняли Вителлия к капитуляции и отказу от трона. Посланцы, обороняясь, отступили в Храм Юпитера, который в результате боя полностью сгорел вместе с ними.

Вителлий не смог остановить кровопролитие. Его попытка вновь начать переговоры с противником при помощи весталок провалилась. После убийства парламентеров Веспасиана примирение было невозможно. Вскоре на улицах Рима развернулось кровопролитное сражение. Верные Вителлию солдаты, отступив в преторианский лагерь, бились до последнего и все погибли.

Солдаты Веспасиана захватили несчастного императора во дворце и провели по городу, осыпая ударами и оскорблениями. Все, что он смог сказать глумившемуся над ним трибуну: «А ведь я был твоим императором». Тело забитого насмерть Вителлия чернь сбросила в Тибр.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]