* * *


[ — В.В. Розанoв. Семейный вoпpoc в Рoccии. Тoм IIВ.В. Розанов. Семейный вoпpoc в Роcсии. Тoм II]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]


Итак, с одной стороны, самозваные, прямолинейные государственники (такие случаются из обрусевших немцев: они ведь, как ослы в шорах, ни «права», ни «лева» не видят) с проповедью: «Венчалась — терпи, спасайте то, что мы по нашему паскудству разрушаем», а с другой — елейные проповедники с текстами из Филаретова катехизиса. Общество потрясено иногда ужасным положением, бесправием женщины, а они сейчас цитату от божественного — и радуйтесь. Да ведь если бы на свете все шло по Писанию, то не надо бы ни суда, ни войска, ни полиции. Была бы не жизнь, а патока. Вот и разбирайтесь. С одной стороны, государственники («повенчались — терпи!»), с другой — отцы накладной святости («прости и подставь левую!»). Вопрос назрел. Все чувствуют настоятельную нужду так или иначе решить законы о разводе — удовлетворить самые естественные желания человеческого существа, его право на уважение, на счастье, на радость, — а в печати идут споры между этими господами, отуманивая все и сбивая с толку. Вы стонете от боли, а к вам приходит герой Лескова и серьезно спрашивает: «А позвольте-ка, почему сие важно в-пятых?..» — И ведь как не сорваться! Действительно — тексты-то подбираются оттуда, откуда все человечество черпает идеалы добра, красоты духовной, свободы. «Так вот и начните сами — живите по катехизису, а потом и от жены требуйте того же. Ведь вы — глава, покажите ей пример. Переделывайте, начиная с себя. Не будьте чертом, проповедующим мораль… Или вы действительно несчастный водевильный муж?..» Но таких что-то мало, — и все их жалобы по существу подбиты лисьим мехом. Изо всех, в последнее время писавших у нас о женах и детях, — один талантливый г. Розанов говорил дело, и к нему прислушивались. Остальные только отуманивали и путали, забывая, что дело не в вечных идеалах, которыми являются «тексты», и не в старых и потерявших связь с жизнью законах супружеского крепостничества, а в самой жизни и ее запросах.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]